Живи и помни
- Информация о материале
- Просмотров: 2640
В преддверии 76-летия освобождения Старого Оскола от фашистских захватчиков Старооскольский художественный музей предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Живи и помни». Пейзажи, портреты, сюжетные композиции из фондовой коллекции музея рассказывают об исторических событиях прошлого России – победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и событиях послевоенного времени.
С 3 июля 1942 г. и на протяжении семи месяцев Старый Оскол находился во вражеской оккупации. Освобождение города проходило с 26 января по 5 февраля 1943 года. Бой, который известен как подвиг 17 воинов–бронебойщиков, проходил 31 января. Группа солдат самоотверженно сражались с большим вражеским подразделением. Из семнадцати остались в живых четверо, получив тяжёлые ранения. Родина высоко оценила подвиг героев, защищавших город: пятеро из них удостоены ордена Боевого Красного Знамени, остальные – ордена Отечественной войны. В Старом Осколе есть улицы, названные в честь освободителей – Плотникова, Бондаренко, Литвинова, улица 17-ти героев. Имена героев-освободителей живут в нашей памяти.
В результате многочисленных ожесточённых боёв длившихся 11 дней Старый Оскол был освобождён 5 февраля 1943 года. При освобождении горорда были взяты около 2000 пленных. Более 2 тысяч парней и девушек в возрасте от 15 до 18 лет были угнаны в Германию, свыше 300 жителей повешены и расстреляны. На территории Старооскольского края в 1943 году погибли более 7 тысяч воинов, прах которых хранят братские могилы (шесть из них на территории города).
Тема Великой Отечественной войны в собрании музея представлена произведениями Народных и Заслуженных художников РСФСР, а также отображена в творчестве современных старооскольских авторов.
Портрет «Раненый солдат» (1963 г.) исполнил советский художник, лауреат ряда государственных премий и наград, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Б. М. Грекова (г. Москва), Почетный гражданин города-героя Керчи Бут Николай Яковлевич.
Портрет написан автором во время его работы в качестве военного художника в 1960-70 е гг. над серией «Аджимушкай. 1942 год». Художник не скрывал своей привязанности к портрету, особенно к портрету человека, пережившего войну. Он писал: «Мы – художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!» (Лазенкова Л.М. «Николай Яковлевич Бут», https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125334506)
«Портрет младшего лейтенанта Желтовой» (1944 г.) был создан членом Союза художников СССР Лукомским Ильей Абелевичем непосредственно с натуры. С 1942 года до окончательной победы над врагом художник прошел фронт в составе Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В те годы художник создал большое число угольных и акварельных портретов участников Великой Отечественной войны. Примечательно, что портрет из музейной коллекции исполнен в технике масляной живописи на холсте. Художник награжден воинскими медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Виртуальная экспозиция включает театральные эскизы, выполненные Заслуженным художником РСФСР Григорием Гритчиным и театральным художником Ниной Мельниковой к спектаклям, поставленным в Белгородском драматическом театре им. М.С. Щепкина - «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева, «Барабанщица» по пьесе А. Салынского, «Живи и помни» по военной повести В. Распутина. Григорий Гритчин работал главным художником театра. Он оформил более 20 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики. Художник театрально-декорационного искусства был приверженцем реализма и строил решение сценического образа через реальные элементы. Его стиль был острым и лаконичным.
В театральном пространстве Нины Мельниковой нет места полутонам и нюансам. Декорациям художника характерны яркие контрастные очертания, чёткие объёмы и необычные формы. Интерьеры и бытовые предметы отвечают реалиям разных эпох, но вместе с тем обладают экспрессивной заострённостью образов.
К трагическим страницам истории советского государства возвращает произведение старооскольского живописца, члена Союза художников России Ильи Хегая «Ожидание» (1992 г.). На первом плане изображена пожилая женщина-крестьянка. Ее неподвижная фигура обращена вперед к зрителю. За плечами старушки обветшалая хата с соломенной крышей, осунувшиеся калитка и забор, фонарный столб с символично оборванными линиями электропроводов. За её плечами прожитая жизнь. Художник предлагает нам самостоятельно ответить на скрытый в названии полотна вопрос. Что или кого ждёт эта одинокая женщина? Отчего так прискорбно её лицо? Искренние интонации непосредственного волнения художника выражены в бледном колорите серых оттенков. Все видимое пространство словно посылает нас к выступающему из глубины образу старухи, которая на протяжении многих лет все ждет возвращения родного человека, ушедшего на фронт в годы Великой отечественной войны.
Рожденный в феврале, в знаменательный для отечества 1945 год, член Союза художников России Анатолий Арсентьевич в своем творчестве непрестанно обращается к страницам истории Великой Отечественной войны. Современными изобразительными средствами художник напоминает нам о великом подвиге советской армии в работах «Мемориал», «Мать», «Мин нет», «Незаживающие раны».
Внимание зрителя привлекут выразительные образы ветерана труда Петрищева И. (1985 г.) и участника Великой отечественной войны Шипилова В.С. (2000 г.) изображенных членом Союза художников России Юрием Болотовым, живописная композиция с городским сквером и памятником «Скорбящей матери» (2000 г.) в исполнении члена Творческого союза художников России Елены Марковой, «Военный хлеб» (1980 г.) кисти члена Союза художников России Александра Филиппова, «Память» (2005 г.) старооскольской акварелистки члена Союза художников России Аллы Филимоновой.
Выставка доступна на сайте музея до конца 2019 года.
Кристина Евсеева,
заместитель директора
Старооскольского художественного музея