Выставка декоративной росписи подносов Шаповаловой И.А.
- Информация о материале
- ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
- Просмотров: 676
Выставка декоративной росписи «Рябиновые кружева» Шаповаловой Ирины Анатольевны старшего научного сотрудника Старооскольского художественного музея, искусствоведа, члена Союза художников России, народного мастера Белгородской области.
Ирина Анатольевна несколько лет работала в промысле тагильской росписи. Изучала историю, занималась реконструкцией традиционных для XX века композиционных решений. Её работы являются примером традиционной уральской лаковой росписи, основа которой - двухцветный маховый мазок.
Цветочные подносы художника привлекают внимание изящными линиями, мелкими, дополняющими основной рисунок, привязками, приглушенными красками, мягкими переходами цвета, необычным внутренним свечением.
Произведения декоративно-прикладного искусства Ирины Шаповаловой хранятся в фондах Белгородского государственного краеведческого музея, Белгородского государственного музея народной культуры, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Валуйского историко-художественного музея, Острогожского историко-художественного музея, Старооскольского краеведческого музея и Старооскольского художественного музея.
В творчестве мастера есть любимый мотив – рябина. Вместе с березой и ромашкой рябина является любимым деревом для русского человека и вызывает стойкие ассоциации с родной стороной. Для мастера рябина это олицетворение Урала.
Если присмотреться к ягодам, то можно увидеть, что в разное время года они бывают различными: весной - нежно зеленые, летом - приглушенно оранжевые, осенью наливаются красным цветом, а зимой горят багрянцем на белом снегу. Все разнообразие рябиновой палитры можно увидеть на зеркале подноса художника Ирины Шаповаловой в представленной выставке «Рябиновые кружева».
Историческая справка о тагильской росписи.
Первые русские металлические изделия с лаковой росписью появились в середине XVIII века на Урале, когда заводовладелец Никита Демидов основал железоделательное производство. Традиции промысла развивались в двух направлениях: картинная живопись и цветочная роспись. На протяжении многих лет в Нижнем Тагиле работали целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты мастерства.
Особую популярность и известность тагильские расписные изделия приобрели благодаря знаменитому хрустальному лаку. Секрет его изготовления традиционно приписывают одному из крепостных художников династии Худояровых. Секрет лака заключался в точной дозировке компонентов. Лак придавал изображению на подносе объемность и глубину.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов. Своеобразие цветочной уральской росписи заключается в том, что художник берет на кисть два оттенка краски. С первого раза набрасывает композицию. Затем, чтобы букет выглядел объемно, делаются оживка и бликовка.
Современные мастера сохранили и продолжили традиции сюжетного и цветочного направлений в подносном промысле. Сегодня в Нижнем Тагиле работают около 50 художников, украшающих подносы цветочной росписью и создающих сюжетные и орнаментальные композиции. По сей день тагильские подносы широко используются в качестве непременного атрибута бытового и дипломатического гостеприимства, праздничных и торжественных застолий.