СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Выставка декоративной росписи подносов Шаповаловой И.А.

Выставка декоративной росписи «Рябиновые кружева» Шаповаловой Ирины Анатольевны старшего научного сотрудника Старооскольского художественного музея, искусствоведа, члена Союза художников России, народного мастера Белгородской области.

Ирина Анатольевна несколько лет работала в промысле тагильской росписи. Изучала историю, занималась реконструкцией традиционных для XX века композиционных решений. Её работы являются примером традиционной уральской лаковой росписи, основа которой - двухцветный маховый мазок.
 Цветочные подносы художника привлекают внимание изящными линиями, мелкими, дополняющими основной рисунок, привязками, приглушенными красками, мягкими переходами цвета, необычным внутренним свечением.
 Произведения декоративно-прикладного искусства Ирины Шаповаловой хранятся в фондах Белгородского государственного краеведческого музея, Белгородского государственного музея народной культуры, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Валуйского историко-художественного музея, Острогожского историко-художественного музея, Старооскольского краеведческого музея и Старооскольского художественного музея.

В творчестве мастера есть любимый мотив – рябина. Вместе с березой и ромашкой рябина является любимым деревом для русского человека и вызывает стойкие ассоциации с родной стороной. Для мастера рябина это олицетворение Урала.

Если присмотреться к ягодам, то можно увидеть, что в разное время года они бывают различными: весной - нежно зеленые, летом - приглушенно оранжевые, осенью наливаются красным цветом, а зимой горят багрянцем на белом снегу. Все разнообразие рябиновой палитры можно увидеть на зеркале подноса художника Ирины Шаповаловой в представленной выставке «Рябиновые кружева».


 Историческая справка о тагильской росписи.

Первые русские металлические изделия с лаковой росписью появились в середине XVIII века на Урале, когда заводовладелец Никита Демидов основал железоделательное производство. Традиции промысла развивались в двух направлениях: картинная живопись и цветочная роспись. На протяжении многих лет в Нижнем Тагиле работали целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты мастерства.
 Особую популярность и известность тагильские расписные изделия приобрели благодаря знаменитому хрустальному лаку. Секрет его изготовления традиционно приписывают одному из крепостных художников династии Худояровых. Секрет лака заключался в точной дозировке компонентов. Лак придавал изображению на подносе объемность и глубину.
 Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов. Своеобразие цветочной уральской росписи заключается в том, что художник берет на кисть два оттенка краски. С первого раза набрасывает композицию. Затем, чтобы букет выглядел объемно, делаются оживка и бликовка.
 Современные мастера сохранили и продолжили традиции сюжетного и цветочного направлений в подносном промысле. Сегодня в Нижнем Тагиле работают около 50 художников, украшающих подносы цветочной росписью и создающих сюжетные и орнаментальные композиции. По сей день тагильские подносы широко используются в качестве непременного атрибута бытового и дипломатического гостеприимства, праздничных и торжественных застолий.