СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Оскольское раздолье

   В переносном смысле словом «раздолье» обозначают свободу, широкий простор для какой - либо деятельности. В художественном ключе под данным словом подразумевают необъятность полей, лугов, степей, буйство и пышность природы. Приволье, синева небес с белоснежными облаками, высокие шелковистые травы, яркость и глубина красок - красоты окружающего мира по - прежнему вдохновляют российских художников на создание великолепных пейзажей.
Тихую прелесть природы одного из старейших мест Старого Оскола прекрасно запечатлел Алексей Стефанович Легостаев в своём произведении «Вид на Казацкие бугры». Казацкие бугры впервые упоминаются в дозорной книге аж в 1615 - ом году, а в состав города Казацкая слобода вошла в 1957 - ом году. Уникальные для нашего края Казацкие меловые бугры с меловыми отложениями и покрытые травяным ковром , всегда привлекали как горожан, так и гостей города. Алексей Стефанович - уроженец Курской области и данная картина стала своеобразным подарком за организацию старооскольским Художественным музеем его персональной выставки в 1998 - ом году. Перед взором зрителей предстаёт вид на «казачки» со стороны городского пляжа в микрорайоне «Юность», а точнее вид на старинную церковь Вознесения. На переднем плане полотна неспешно протекает река Осколец. По её голубой глади зритель едва различает лёгкую зыбь. Пейзаж выполнен в летнем состоянии, зелень деревьев насыщенная, густая. Вся палитра произведения нежная, пастельная, отсутствуют вычурные цвета, акцентные цветовые пятна. Вся атмосфера картины дарит ощущение свободы, лёгкости, безмятежности, кажется, ещё мгновение и можно ощутить дуновение ветра и услышать шелест крон.
   Говоря о картине Легостаева «Вид на Казацкие бугры», неизбежно начинаешь задаваться вопросом, что представляет собой такое социально - психологическое явление российского общества, как казачество. Казачество - это определённое сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками», - потомки представителей этого сословия. Слово «казак» в переводе с тюркского «вольный человек». На Руси XIV - XV вв. Казаками называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения. К XIX веку казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. В настоящее время казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Казачество, как образ жизни, отражает гармоничное сосуществование с природой – кочевнические таборы казаков располагались на живописных местах, где можно было насладиться видом полей, лугов, степей, рек и лесов. Охота, рыбная ловля, верховая езда – все это было частью повседневной жизни казаков, помогавшей им глубже понять и полюбить окружающий мир. Они наслаждались раздольем природных просторов, их девственной красотой, находя в данной свободе и беспечности истинное счастье. Современные казаки акцентируют внимание на культуре и традициях сословия, стремясь передать их молодому поколению.
   Таким образом, казачество с его идеалами свободы, силы и преданности связано с раздольем природы, её величием и просторами, напоминая нам о важности сохранения и уважения к окружающему миру, который является источником вдохновения и силы. Идеалы и ценности казачества нашли отражение в творчестве многих талантливых живописцев,чьи произведения бережно хранятся в фондовом собрании старооскольского художественного музея.
Художники - монументалисты Валерий Васильевич Голышев и Павел Степанович Шляпников являлись представителями старооскольского казачества. Картина творческого тандема «Владимир Михалёв» - это портрет известного местного поэта. Главной темой поэта была любовь к родине, на картине он изображён стоя по пояс в спелых колосьях ржи, в руках держит исписанные произведениями листы бумаги. Владимир Михалёв с лейтмотивом всего своего творчества очень близок к ценностям, которые сейчас проповедуют казаками. Кроме того, задний план картины - огромное ржаное поле, испещрённое полевыми цветами и бескрайние холмы, горячо любимые не только стихотворцами, но и казаками.
   Схожая по изображению и настроению работа Зениной Ларисы Михайловны «Русское поле». Снова зритель видит дорогие сердцу казака летнее поле, пёструю растительность, холмы.
   Валерий Голышев в своём произведении «Вечерние ритмы» изобразил несколько иную природу. В центре композиции водоём. Справа видны редкие ветви дерева ярко - жёлтого цвета. На втором плане за водоёмом густые заросли деревьев. Передано вечернее состояние дня. Несмотря на то, что изображённых людей на картине нет, зритель чувствует, что она об отдохновении, о созерцании, о слиянии души с прекрасным окружающим миром.
   Картина Руденко Андрея Петровича «Вечерняя панорама» весьма необычна по композиции, так как это панорамное изображение, вид сверху. В центре зритель видит изогнутое русло реки, на левом берегу пасутся коровы. Кажется, ещё мгновение и лихой казак приведёт своего резвого коня на водопой после знойного дня.
   В центре работы Кудрявцева Геннадия Андреевича «На реке Корень. Кошлаково» также река, но в отличие от картины Руденко, по ней плывёт белая птица, а на берегу примостились небольшие деревенские домики. Так и видится задумавшийся над удочкой казак в минуты отдыха. Произведение словно побуждает зрителя заглянуть в самоё себя, свои сокровенные мысли.
   Удивительно, насколько, на первый взгляд, похожи сюжеты представленных в экспозиции картин и насколько они разные при ближайшем рассмотрении. Несмотря на очевидные различия, полотна единодушно воспевают свободу и независимость, совершенство флоры и фауны, отождествление человека и природы, что, несомненно, близко не только представителям казачьего сообщества, но и подавляющему большинству людей.


Олеся Белкина