СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в 2024 году исполняется 225 лет, к чему приурочена виртуальная выставка, включающая графические, живописные и декоративно-прикладные работы фондового собрания Старооскольского художественного музея, которые хранят память и воспоминания об А. С. Пушкине.

 

 


Александр Сергеевич Пушкин – один из наиболее ярких, талантливых и, безусловно, известных представителей литературного мира и искусства первой трети XIX столетия, произведения которого широко известны не только русскому читателю, но и мировой общественности.
Говоря о фигуре творческого деятеля, следует упомянуть некоторые биографические сведения, потому что не только талант, но также время и жизненные обстоятельства во многом определяют направление творчества. А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье помещиков. В квартире, которую снимали родители поэта, очень часто собирались люди искусства: художники, поэты и музыканты. Большое влияние на произведения А. С. Пушкина оказали такие вещи, как французское воспитание и возможность знакомства с книгами благодаря обширной библиотеке отца. Серьезное значение в жизни и творчестве поэта также сыграли бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.
Получив домашнее воспитание, в 12 лет А. С. Пушкин был зачислен в Царскосельский Лицей под Петербургом. Добрая и товарищеская атмосфера места, в которой поэт учился, заводил друзей среди лицеистов и, конечно, творил, будет пронесена им сквозь всю жизнь. В 1815 году на экзамене А. С. Пушкин декларировал стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Г. Р. Державина, а на выпускном акте в 1817 году – «Безверие».
После окончания лицея поэт приезжал в имение матери Н. О. Пушкиной, которое находилось в селе Михайловское Псковской губернии, где среди пения птиц или в тишине вел уединенный образ жизни и много писал. Единственным развлечением в это время для А. С. Пушкина стали душевные разговоры с любимой няней. Как подчеркивал поэт, сказки Арины Родионовны вносили особое очарование в жизнь литератора, воспитанного иностранными гувернерами. Услышанные сказочные произведения Александр Пушкин записывал, а позже применял в написании собственных сказок, которые известны русскому читателю с малых лет. Время, проведенное в уединении и спокойствии, помогало писателю узнавать новое за прочтением книг, работать над поэзией, размышлять о творческом пути. А. С. Пушкин, пребывая в Михайловском, создал ряд важных для личного литературного развития произведений, одним из которых стала трагедия «Борис Годунов», благодаря которой творческий вектор перешел от романтизма к воплощению персонажей, свойственному реализму. Теперь главной темой произведений стали настоящие жизненные реалии.

Первой сборник стихотворений поэта вышел в свет в 1826 году, который сразу же снискал фантастический успех и популярность. За несколько недель том «Стихи Александра Пушкина» разошелся полностью. В этом же году поэт написал для романа в стихах «Евгений Онегин» несколько глав, однако не спешил их опубликовывать, как и иные работы. Известные слова поэта в ответ издателю П. А. Плетневу звучали следующим образом: «Я самого себя хочу издать, или выдать в свет». Писатель, в первую очередь, желал освободиться от статуса «ссыльного», вернуться к привычной жизни и обрести абсолютную свободу в творческой деятельности.
В 1830 году в жизни А. С. Пушкина наступил первый период известный как «Болдинская осень», состоящий из трех месяцев, во время которых поэт был вынужден оставаться в родовом имении Болдино в Нижегородской губернии. Несмотря на ощущение замкнутости окружающего мира и одиночество, Александр Пушкин завершил работу над «Евгением Онегиным» и написал множество поэтических произведений. Писатель вернулся в Москву зимой в том же году, где спустя несколько месяцев прошло венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Поэт стремился к уединенному и спокойному укладу жизни, семейному счастью и свободной работой над произведениями. К несчастью, планам Александра Сергеевича было не суждено воплотиться в жизнь.
А. С. Пушкин в 1831 году заступил на службу как историограф для написания «Истории Петра», однако писатель заинтересовался жизнью и судьбой Емельяна Пугачева и загорелся идеей создать произведение об этой эпохе. Для того, чтобы воплотить на бумаге достоверную и реалистичную картину описываемых времени и событий, Александр Пушкин углубился в изучение архивных записей и документов, а также отправился в Поволжье и Приуралье. Уехав в Болдино после совершенной поездки, А. С. Пушкин создал «Историю Пугачева», «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Второй период «Болдинской осени» во временном значении оказался короче, но это не повлияло на творческую продуктивность поэта.
А. С. Пушкин в 1830-е годы создавал исключительно реалистичные произведения, которые были отвергнуты современниками из-за тем социального неравенства и других сложных сторон жизни, которые не приветствовались. Литературные приятели с презрением и равнодушием встречали новые работы писателя. В 1837 году произошло трагическое событие: дуэль Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. Поэт получил тяжелое ранение, которое унесло жизнь спустя два дня после случившегося. А. С. Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря, расположенного в Псковской губернии.

Одной из первых работ, отсылающих к воспоминания о поэте А. С. Пушкине, является гравюра Л. Г. Саксонова «"Пушкинские горы". Святогорский монастырь  Зима». Рисунок интересен не столько техникой выполнения, а сколько историей изображаемого места. Пушкинские горы располагаются в Псковской области и представляют поселок, которой находится недалеко от имения Михайловское. В этом месте нанесены на карту усадьбы Михайловская, Тригорская, Петровская, а также расположен Святогорский монастырь. Каждое из перечисленных мест связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ода природе, которая создает в создании читателя реалистичный пейзаж, в романе в стихах «Евгений Онегин» вдохновлена пейзажами в Михайловском, среди которых жил и творил поэт.

Художник Л. Г. Саксонов родился в 1929 году в городе Камышине, который находится в Волгоградской области. В 1952 году окончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Работы живописца и графика находятся в фондах Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и во многих других собраниях, в том числе частных и за границей. Лев Григорьевич – признанный мастер, обращающийся в искусстве к вопросам о сложностях бытия и скорби.

Следующая работа относится к декоративно-прикладному искусству и выполнена неизвестным художником. Изображение на деревянной шкатулке отсылает к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». С раннего возраста одними из первых произведений, с которыми знакомится юный читатель, становятся сказки Александра Пушкина, с головой погружающие в удивительный и красочный мир. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» представляет сказочное повествование в стихах, где главной проблемой становится вопрос добра и зла, который характерен для волшебного рассказа.

Другая графическая работа «Интерьер в Тригорском. Пушкинские горы» принадлежит руке М. Я. Любимовой. Как отмечалось ранее, Пушкинские горы в жизни и творчестве поэта сыграли важное значение. Уникальным пушкинским место считается и дом друзей в Тригорском, принадлежащим помещикам Осиповым-Вульф. Усадьба в Тригорском воспринималась обитателями как «дом Лариных», а места в парке стали носить названия: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина».

Любимова Мария Ярославна  родилась в 1985 году в  Новочебоксарске Чувашской АССР.  Закончила Санкт-Петербургский  Государственный Академический Художествественний лицей им.Б.В.Иогансона и Академию  Художеств имени И.Е Репина, мастерскую станковой живописи под руководством Владимира Симоновича Песикова.  Мария является членом Союза Художников России с 2015 года. Работает в таких жанрах,как пейзаж  ,портрет(портрет-картина,костюмированный портрет).

Эскиз декораций сцены «Дуэли» к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» создан  А. П. Мамонтовым. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является не только одним из наиболее значимых и весомых произведений литературы XIX века в России, но имеет безусловный смысл и в мировой литературе. Слова в произведении, соединившись в строфы, рисуют, словно красками, пейзажи деревенской жизни, сложности и перипетии любви.

Русский живописец и художник театра А. П. Мамонтов родился 30 октября 1928 года в деревне Островецкая, которая располагается в Архангельской области. Главным художественным направлением, в котором работал мастер, стал реализм, а излюбленными жанрами – натюрморт, пейзаж, портрет. Художник также отдавал предпочтение сюжетно-тематическим картинам и театрально-декорационному искусству, в котором создавал эскизы декораций и костюмов. Большой вклад А. П. Мамонтов смог внести в искусство и культуру Белгородской области. Произведения, созданные живописцем, находятся в Белгородском государственном и историко-краеведческом музеях, Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, а также в частных коллекциях за границей.

На сюжетно-тематической картине «Высоких дум стремление» Е. Н. Савотченко написана беседа поэтов А. С. Пушкина с В. Ф. Раевским, которые были друзьями, проводящими время за разговорами и в спорах о поэзии, философии, политике, об общественных идеалах и истории. Декабрист и поэт В. Ф. Раевский, безусловно, оказал влияние на молодого Александра Пушкина, посвятившего приятелю стихотворение.

 

«Я дружбу знал – и жизни молодой

Ей отдал ветреные годы,

И верил ей за чашей круговой

В часы веселий и свободы...»

 

Е. Н. Савотченко родился в 1932 году на Украине. Специальность художника – строитель, которая была получена в Харькове. Работал в Белгородгражданпроекте, а позже занимал руководящие должности. Несмотря на, казалось бы, работу, не связанную с миром искусства, прирожденный художник всегда находил время на творчество. Именно Евгений Савотченко сыграл важное значение в возникновении Белгородского художественного музея. В живописи Е. Н. Савотченко, не боясь исследовать новое, пробовал разнообразные темы и жанры.

Живописная картина Р. А. Акопова «Ц. Б. Вознесение в Москве. 18 февраля 1831 г.» посвящена венчанию поэта с Н. Н. Гончаровой. На одном из балов в 1829 году А. С. Пушкин познакомился с будущей невестой. Несмотря на разницу в возрасте, Наталья Гончарова сразу очаровала поэта, который сделал предложение женитьбы спустя несколько месяцев знакомства, однако мать девушки, подчеркнув юный возраст дочери, не дала согласия. В 1830 году Алесандр Пушкин, вернувшись с Кавказа в Москву, вновь сделал предложение Н. Н. Гончаровой, родители которой теперь дали долгожданное одобрение, однако помехой для свадьбы послужило отсутствие имущества у поэта, из-за чего возникла необходимость уехать в родовое имение в Болдино.

 

Выставку подготовил научный сотрудник Полина Авдонина.