Российское казачество

Выставка, посвященная Российскому казачеству. 5 апреля в Старооскольском художественном музее открылась выставка, посвященная возрождению и становлению культуры казачества на территории Старооскольского городского округа. В ней принимают участие 32 художника - представителя Белгородского отделения Союза художников России. На выставке показаны разнообразные виды искусства: живопись, графика, ДПИ, так же атрибуты казачьего быта, личные вещи старооскольских казаков, представительства Всевеликого Войска Донского на территории Белгородской области.

Первые общины  вольных  казаков зародились еще в XIV веке. Их традиции, быт, трудолюбие, служение Родине, отражены во многих   произведениях литературы, музыки и изобразительного искусства,  начиная с XVII века и по сей день.   

Материалом для литературных произведений о казачестве послужило богатейшее народное творчество – казачьи песни, сказки, баллады, легенды. Вот несколько известных произведений: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Вий», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Казаки», А.П. Чапыгин «Степан Разин», М.А. Шолохов «Донские рассказы», эпопея «Тихий Дон», очерки «Казаки», «На Дону». Многие из книг русских писателей были экранизированы. Вспомним некоторые из них «Тихий Дон», «Кубанские казаки», «Ермак».

Тема казачества была популярна и в изобразительном искусстве. Яркие, колоритные персонажи встречаются в творчестве художников: Ильи  Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Ивана Сурикова «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком», рисунках Валентина Серова, отражающих исторические события 1905 года, Владимира Маковского «В полдень».   

Белгородские художники тоже обращаются к этой теме. Их вдохновляет, как российское казачество, так и казаки Запорожской сечи. На выставке представлена картина И.Д. Бобенчика «Капуливка. Курган-могила атамана войска Запорожского Ивана Сирко», посвященная легендарной личности и полководцу. Говорят, что именем кошевого атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV. Процесс составления письма запечатлен на известной картине И.Е. Репина. На выставке можно увидеть полотно П.С. Шляпникова и В.В. Голышева «По наказу Калыша», в котором художники изобразили памятник Петру  Калнышевскому – знаменитому атаману Запорожской сечи, последнему в истории казачьей республики занимавшему эту высокую должность. В ярких, сочных пейзажах старооскольские художники Ю.И. Болотов и А.Г. Филиппов раскрывают неприхотливый быт казачества.

Одним из важных моментов в семейном воспитании казаков было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя.

В жизни российских казаков вера в Бога, православная религия, занимали огромный пласт духовной культуры, неразрывно связанный с культурой русского и украинского народа. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Без усердной молитвы казаки не начинали ни одного важного, доброго дела.

Поэтому, второй важной темой выставки стали картины на православную тему в исполнении: А.В. Крайнова «В гостях у бабы Тани», С.Ф. Дымова «Митрополит Макарий», В.Ф. Желобка «Светлый отрок», Н.И. Коркина «Инок Макарий», В.В. Березина «Земное ради небесного», А.М. Лукомского «Сергий Радонежский. Житие», П.С. Шляпникова и В.В. Голышева «Конец февраля. Холки».

Ярким дополнением выставки являются работы на современно-бытовые темы. Это выразительные портреты наших современников в исполнении О. Поповой, В. Нестеркова, Л. Пустного, Е. Севергиной. Обращают на себя внимание образные портреты музыкантов в рисунках М. Исаевой. В картине И. Бобенчика запечатлен известный живописец Илья Репин.

Пейзаж один из излюбленных жанров художников. Никого не оставляют равнодушными весенние разливы, яркие летние краски, колоритные сельские ландшафты. На выставке представлена серия графических и живописных пейзажей в исполнении Г. Аксенова, В. Лыткина, В. Желобка, В. Иванчихина, Н. Коркина.

Казачий быт, описанный в произведениях литературы, живописи, музыки презентуют казачество как уникальный и социально-психологический феномен. Надеемся, что тенденция по возрождению культуры казачества затронет художников Белгородчины, и вскоре мы увидим новые интересные, исторически содержательные произведения искусства на эту тему.

И. А. Шаповалова,
главный хранитель музея