Художник и его жизнь

Художник и его жизнь» так называется выставка, которая открылась в Старооскольском художественном музее в начале февраля 2016 года. Жизнь и творчество художника нередко остаются за «кулисами картины», но практически всегда они находят свое отражение в теме произведений. Так или иначе, мотивы личной жизни творца тесно переплетаются с тематикой его произведений, выбором персонажей, общим настроем и колоритом. Поэтому несложно понять, что же происходит в жизни художника, просто разглядывая его полотна.
Выставку предвещает инсталляция, сделанная из палитр художников города. Они словно листопад разметались по одной из стен музея. Старые с большими слоями краски и недавние с небольшими наслоениями. Они верные служители художнику. Некоторые живописцы не расстаются с одной единственной палитрой всю жизнь, а другие используют новые для каждой из своих работ. Одни палитры выбрасывают, как отработанный материал, а другие становятся похожими на картины и их можно показывать в музее. В вершине «листопада» расположилась чистая палитра, которая является символом всех еще ненаписанных живописных шедевров. Инициатором этой инсталляции стал старооскольский художник Дмитрий Краснов.
Центральное место на выставке занимает большое, многофигурное полотно Валерия Осышного «Тревожный день». Картину музею подарил художник Виктор Захаров, который часто бывал у него в мастерской. Валерий Осышный давно живёт за пределами Старого Оскола. Его друзья и коллеги с теплотой вспоминают о нем и о временах, когда в Старый Оскол приехали молодые, амбициозные художники, готовые делать наш город самым лучшим и красивым. Дух творческого единения тех лет и постарался передать В. Осышный. На картине мы видим знакомые лица: Илью Хегая, Владимира Черникина, Ивана Шкредова, самого Валерия Осышного с женой.
Творческие метания, отсутствие элементарных условий для работы, тревога и радость все это отразил в многочисленных автопортретах Анатолий Галюзин. Вот он, погруженный в свои мысли, сосредоточенно размышляет в графическом портрете на черном фоне. В картине «Прощение музы» художник расположился в большой, светлой мастерской, которая является мечтой всех художников.
Галюзин создал серию картин, посвященных теме «Жизнь художника». Самые яркие из них представлены на выставке. Запоминающейся и знаковой композицией является картина «Портрет художника», посвященная Елене Марковой. В повествовательную линию сюжета Анатолий Арсентьевич вводит свою тень, тем самым делая себя сопричастным к творческим исканиям. Рядом работа, посвященная Ивану Шкредову, на которой живописец изображен на фоне окна своей мастерской со стаканом в руках. Не всем творцам удалось сохранить чистый и трезвый разум, некоторые поддались искушению зеленого змия, который испортил им жизнь. Среди таких художников был Иван Шкредов, чья трагическая судьба до сих пор волнует коллег и друзей. Его часто вспоминают, на него ровняются, он и в наши дни для многих является источником вдохновения. Его картины это всегда загадки, сложные колористические решения и настоящие откровения о нелегкой судьбе.
На представленной выставке можно увидеть автопортреты наших мастеров кисти. Каждое лицо это повествование о предназначении в профессии, удовлетворенности или творческих метаниях. Солнечный портрет Юрия Болотова в желтой рубахе знакомит с художником, находящимся только в начале творческого пути. Строгие и немного романтичные автопортреты: Нелли Геращенко, Валерия Голышева, Людмилы Еромоловой, Александра Филиппова, Павла Шляпникова рассказывают о внутреннем состоянии каждого из них. Специально для выставки, Дмитрий Краснов написал свой автопортрет, выполненный в лучших традициях реалистической школы живописи. С полотна на зрителя смотрит внимательный, одухотворенный молодой человек. Впервые на выставке можно увидеть автопортрет, выполненный Владимиром Черникиным в технике офорт. Гравюра подарена музею Владимиром Железниковым месяц назад.
Нередко объектом рисования становятся собратья по цеху. Кто как не художник поймет и прочувствует тонкую, ранимую душу своего соратника и откровенно поведает об этом с поверхности холста? Этот раздел самый многочисленный и интересный на выставке. Художники с явным удовольствием изображают друг друга. На выставке есть реалистические портреты: С. Шкредова, В. Нешумова, В. Лобынцева, Е. Марковой, А.Филимоновой. В витрине целая «россыпь» быстрых рисунков, выполненных Д. Красновым, и на каждом узнаваемое лицо. Выставка достаточно информативная, разнообразная по жанрам и стилям исполнения. Требует от зрителя внимания и аналитической работы ума. Возможно, стоит ее посмотреть несколько раз, чтобы наконец-то понять, какова она – жизнь художника.

<И.А. Шаповалова главный хранитель Художественного музея.