СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Из альбома его величества. Газета «Электросталь»

В Старооскольском художественном музее всего на несколько недель выставлены 50 подлинных экспонатов западноевропейской гравюры XIX века.

Основу выставки составили листы изданного в середине XIX века «Альбома его величества короля Людвига I Баварского». Гравюры и литографии с живописных оригиналов — жанровые сцены и пейзажи, исторические и батальные картины, виды Баварии, Италии, Норвегии — выполнены известнейшими немецкими мастерами первой половины XIX века по работам, хранящимся в Новой Пинакотеке в Мюнхене. 

Редкая экспозиция давно обзавелась российской пропиской в музее-заповеднике Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново». Однако, «держать» уникальные образцы европейского искусства в заточении было бы несправедливо, поэтому после долгих переговоров между руководителями музеев порядка 50 гравюр всё-таки выехали за пределы Орловской области. В первом зале выставлены работы романтического направления: в духе приукрашивание действительности, заигрыванием со зрителем. Тематика работ созвучна манере исполнения — «Охота на оленя в горах», «Настороженные лисята», «Девушка с мотыльком»…

Просвещение, напротив, имеет страсть к прямым линиям, демонстрации действительности посредством чётких геометрических форм. Во втором зале господствуют виды Рима, Палермо, Ниццы, Брюсселя, Парижа. У посетителей выставки есть возможность «облететь» всю Европу за пару минут.    

Наиболее известными и значительными мастерами, чьи работы представлены на выставке, являются Франц Адам, Лео фон Кленце, Петер фон Гесс, Макс Эмануэль Айнмиллер, Александр Максимилиан Зайтц, Иоганн Баптист Кирнер, Иозеф Андреас Вейс. Гравюры немецких художников совершенны по мастерству исполнения.

— Выставка в основном состоит из офортов и литографий, — поясняет Кристина Евсеева, старший научный сотрудник музея. — Офорт — это оттиск с металлической поверхности, литография — с камня. Безусловно, это очень кропотливая работа, так как прежде чем сделать оттиск, художник должен проработать каждую деталь. Мастерство немецких художников поражает, как искушенного зрителя так и тех, кто попадет сюда впервые…

Помимо гравюр на выставке представлены личные вещи Ивана Сергеевича Тургенева. Какая связь между европейской гравюрой XIX века и русским писателей, спросите вы? Иван Сергеевич любил Европу. Он жил и творил в Берлине, Италии, Австрии. Например, повесть «Вешние воды» написана под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне. Между произведениями Тургенева и атмосферой, царившей в Европе XIX века, — глубокая творческая связь...

Хотите узнать больше? Приходите в Старооскольский художественный музей.

Оксана Черных

Источник: газета «Электросталь»