День музея за чашкой чая
- Информация о материале
- 18.08.2016
По обыкновению вечерами мы собираемся за чайным столом.
- Что будем читать? - спрашиваю я у младшей дочери.
- Мам, усаживайся поудобнее, я расскажу тебе о празднике «Разные сравнения», который прошёл в Старооскольском художественном музее и был посвящен 145-летию Первой выставки «Товарищества передвижных художественных выставок».
Гости праздника узнали, что в 1871 году в Академии художеств Санкт-Петербурга были показаны работы шестнадцати художников. Это стало значительным событием в культурной жизни. 12 российских городов увидели картины Крамского, Перова, Шишкина и других.
Смелая директор нашего музея Елена Бойко-Маркова решила повторить эту задумку?
- Да. Пригласила в День музея художников, занимающихся живописью и графикой, инсталляцией, оформлением книг, народным промыслом, современным дизайном. Пришли мы, её ученики и воспитанники художественной школы и школ искусств.
- Представляю, как тесно было в небольшом музейном дворе...
- Но в тесноте-то, да не в обиде. Ведь это была встреча друзей. На нас Елена Михайловна ласково поглядывала, церемонно прижималась щекой к щеке с художниками. Ее чернобурка появлялась то в одном углу дворика, то в другом. Встречая гостей из городской администрации и представляя им званых приезжих, улыбалась персонально каждому....
- А что тебе больше всего понравилось на празднике?
- Фёдор Воронов (на снимке). Полагаю, всем, кто смотрел на весёлого молодого художника, не очень давно окончившего художественную школу (класс Н.М. Геращенко) хотелось присоединиться к его действу. Но Федя, как блестящий колорист, «играл» соло. Энергичная «музыка» исполнялась ритмично и симпатично. И только шестилетний Савелий на минутку завладел его кистью.
- А ты наблюдала за ним и думала: вот бы мне в руки блестящий саксофон, Виолетте - скрипку, кому-то кларнет, и чтоб обязательно на пульсе музыку держал контрабас. И... буги-вуги - пово-рачиваем круги!..
- А как ты догадалась? Мне кажется, Луи Армстронг или Дюк Эллингтон порвал бы нити у шаров на самодеятельном мольберте Фёдора. Они взлетели бы в небо, унося за собой дух праздничной атмосферы. Хотя зрителям картины Воронова, как у Василия Кандинского, казались абстрактными, они, на мой взгляд, выражали конкретную идею.
- Ты бы, наверное, хотела с автором поближе познакомиться?
- Конечно, он интересный молодой человек. Знаешь, мама, перед тем, как рисовать картины, Фёдор решил облагородить музейный дворик. Он высадил тую и цветущий кустарник, объясняя музейным работникам: «Эти деревца обязательно здесь приживутся, и будут напоминать вам обо мне, путешествующем по всему миру». В другом уголке двора плелись и покупались корзинки из лозы. Их мастерил Яков Рощупкин. Месилась глина. И все желающие могли попробовать себя в гончарном искусстве под руководством Валерия Шевцова... Сквозь майскую листву деревьев проникал солнечный свет, ежесекундно рисуя, сметая и вновь рисуя геометрические формы.
- Как на мистических полотнах Казимира Малевича, который стремился поощрять духовное созерцание?
- Да. А наблюдал за рисунками света, сидя в кресле в центре праздника, непревзойдённый художник Анатолий Галюзин. Он внимательно вглядывался в молодёжь, которая подзадоривала Воронова, в солидных людей, гуляющих по двору. Смотрел на детей, устраивающих игры у рукотворного медведя. Мне Анатолий Арсентьевич казался таким умиротворённым.
- Интересно, о чём он думал, рассматривая собравшихся в уютном мире импровизированного пленэра?
- Наверное, о том, как этот пейзаж разостлать на полотне. Замышлял наш именитый сосед написать работу «Старооскольский дворик», исключив из своей палитры, как когда-то Василий Поленов, тёмные, чёрные и коричневые тона.
- Да, что ему, импровизатору? Может он создать радужное соцветие. А почитатели его таланта будут рады увидеть наше старооскольское, родное и задушевное.
- Мне понравился фольклорный ансамбль «Теремок» из музыкальной школы №3. Был он на празднике замечательным фрагментом. Своими песнями и плясками в ярких костюмах ребята доставили удовольствие всем присутствующим. В завершение Дня музея дарителям вручали благодарственные письма и альбом «Разные сравнения» за безвозмездный вклад художе-ственных работ в коллекцию музея. Елена Михайловна за 22 года своей работы в музее увеличила экспозицию с двухсот до двух тысяч экспонатов. Ты можешь посмотреть и познакомиться с шестнадцатью художниками, представленными в альбоме. Мы с тобой знаем Елену Маркову-Бойко, Ирину Шаповалову, Поликашиных и Миляевых. Вот бы увидеть и по-говорить с Трифоном Миляевым.
- Почему ты выбрала изо всех авторов его?
- Знаешь про «анкету» Марселя Пруста? - Конечно. В конце XIX века была эта «анкета» модным салонным развлечением. Французский писатель давал ответы на вопросы «анкеты» в 15 и 20 лет. Они неожиданные и глубокие. У нас они есть. В книге «Познер о Познере». - А музейные работники, чтобы мы могли узнать об авторах, предложили каждому «Опросник» Пруста. Трифон Миляев, отвечая на вопрос, ваше любимое занятие, написал: «Спать, гулять, мечтать». Я бы только добавила: стихи учить и чаи гонять. На вопрос, ваша идея о счастье, ответил: «Быть одному».
- Ну, и философ!..
- А ещё мне понравилось его любимое изречение от А. Башлачова: «Ведь совсем неважно, от чего помрёшь, ведь куда важнее, для чего родился». Мам, я встречалась с Людмилой Ивановой, актрисой и руководителем бесподобного камерного Московского театра «Экспромт» (бабушкой Трифона), которая в книге «Я помню» рассказала о своей родословной. А Валерий Миляев (его дедушка) остался для меня и других читателей в прозе, стихах и песнях. Я сейчас тебе напою «Весеннее танго».
Приходит время, с юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают, и не до сна.
Приходит время, люди голову теряют
И это время называется весна.
ЕЛЕНА МИРОШКИНА
По материалам газеты ЗОРИ